Пятница, 29.03.2024, 09:25
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS Главная Мой профиль Выход


Официальный сайт структурного подразделения "Средняя школа № 6"
История школы
СК "ИМПУЛЬС"
Время жизни сайта

Учебное занятие

Завуч по научно-методической работе
Маркова Ирина Валентиновна

Учебное занятие на тему:
«Умеете ли вы общаться?»

«Люди существуют друг для друга»
(Марк Аврелий)

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»
(Антуан де Сент-Экзюпери)

Цель занятия:
- формирование у учащихся представления о значении общения в жизни человека. 

 

Задачи

1. расширение знаний учащихся об общении и его видах; 

2. воспитание у подростков способности понимать друг друга; 

3. знакомство с приемами общения; 

4. воспитание у подростков коммуникативной культуры и желания самосовершенствоваться; 

5. подготовка к самоанализу в различных психологических ситуациях общения.
 

 

Известный французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил, что самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения. Общение... Казалось бы, что здесь мудреного? Захотел поговорить со знакомым, встретились - и говори сколько душе угодно. Но на самом деле все не так просто. Что же такое «общение» по вашему мнению? 

Общением называют взаимодействие людей друг с другом с целью передачи какой-либо информации, опыта, обмена мнением. 

Общение играет одну из главных ролей в жизни человека. Оно очень рано входит в нашу жизнь. Трудно представить себе жизнь человека без общения. 

Науку человеческого общения мы проходим всю жизнь. 

С чего же начинается общение? Хочу привести вам один пример. В одном американском приюте начали болеть и умирать новорожденные младенцы до двух месяцев, которые родились вполне здоровыми, получавшие полноценный, квалифицированный медицинский уход и питание. Врачи никак не могли установить причины странной болезни. И вдруг одна из медсестер, осуществлявшая уход, нашла чудодейственное лекарство. Одного ослабевшего младенца она привязала к себе на спину, как это делают африканские матери, и несколько дней носила его на себе. Тем самым малыш получил доступ ко всему, что делала медсестра. Он слышал ее голос, чувствовал ее тепло, видел то, что она делает, т.е. имел возможность наблюдать окружающий мир, ведь раньше малыш все дни проводил только в кроватке. Вскоре он стал поправляться. Так было сделано немаловажное открытие: ребенку нужен не просто уход, ему нужно общение с взрослыми. И эта потребность в общении проявляется у человека с самого рождения. Общение - это естественное природное стремление человека. 

Недостаток же общения неминуемо ведет к отставанию в развитии. Приведу вам еще один пример. 

Речь пойдет об украинской девочке Оксане Малой, которую "воспитала" и спасла от смерти собака-дворняжка Найда. С 3-х до 7 лет ребенок прожил в будке с собакой не потому, что ей так хотелось. В конуру к дворняге ее выгнали из дома пьющие жестокие родители. 

Собачьего приемыша удалось спасти, отнять у родителей и научить человеческим повадкам в течение 10 лет! Возвращение в мир людей для Оксаны стало трагедией. Сможет ли она жить в нормальном человеческом обществе? 

Думаю, нет. В ее психике произошли необратимые изменения, т.к. ей чужды законы человеческого общества. (Амелькина А. Девочка-дворняжка вернется в собачью стаю? / А. Амелькина // Комсомольская правда. - 2002. -№152/34. -С. 10). Этот пример еще раз убедительно доказывает, что человек не может обходиться и нормально существовать без общения с другими людьми. Полноценное развитие личности вне общения также невозможно. Недаром у всех народов самым тяжким наказанием считалось заключение в одиночной камере. Пробыв в одиночку несколько лет, многие узники лишались рассудка. Итак, общение играет важную роль, и ему нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость. Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно? 

Умеете ли вы общаться? Уверена, что все скажут: Да, конечно. Но в какой форме проходит это общение? Наверное, каждому из вас хотелось услышать о себе: обаятельный, интересный, умный собеседник и т.д. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то станет понятно, что общение довольно часто доставляет нам неприятности, хотя многие из вас с уверенностью могут сказать: "Общение для меня не проблема, общаюсь, с кем хочу и где хочу". Однако, почему-то, беседуя, например, со своим другом, вы порой переходите на резкий, повышенный тон. Задумывались ли вы, почему довольно часто возникают ссоры при общении с одноклассниками, учителями, близкими, ведь все вы мечтаете о доброжелательных отношениях и хотите, чтобы вас уважали? Всегда ли сами бываете тактичны? В незнании правил и норм общения, в неумении правильно общаться друг с другом - большинство наших неудач. Научиться общению можно только в процессе общения. 

Давайте попытаемся разобраться в этом, проверив, какие вы в общении при помощи теста "Умеете ли вы общаться"? (см. Приложение). 

Этот тест (если, конечно, вы будете отвечать на него честно), поможет объективно оценить, насколько вы общительны и уверены в себе. Может быть, он поможет вам. Если результаты вам не понравились, то не стоит огорчаться, а лучше вспомните, что все зависит от каждого из вас. 

 

Когда ученые пытаются объяснить какое-то явление или факт, они раскладывают его на составляющие части, а затем подробно описывают каждую из них. Получается довольно подробное описание, разложенное "по полочкам". Так и мы попробуем разложить общение на части и, разобравшись, описать их. 

Итак, процесс общения. Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, в котором участвуют сами общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, сообщение характеризуется каким-то содержанием, какой-то формой и каким-то смыслом. Это - не одно и то же. Допустим, что некто (скажем, молодой человек) преподносит кому-то (скажем, знакомой девушке) букет желтых тюльпанов. И делает он это необычно: без улыбки, с отчужденным выражением лица. По форме (допустим, что произносится: "Возьми, пожалуйста, цветы от меня") здесь все стилистически, грамматически и по этикету корректно. Содержание - "передача или подношение цветов" - ясно и вполне может быть в общем оценено положительно. Но смысл особый: "юноша расстается с девушкой". Вспомните, что лицо его было серьезным, а тюльпаны были желтые (издавна желтый цвет - символ расставания, разлуки). Разумеется, истинный смысл реального коммуникативного акта такого рода может быть и иным, если юноша смог достать только желтые тюльпаны или вообще не знал, что желтый цвет - это символ. Неприветливое выражение лица может определяться обстоятельствами, не имеющими никакого отношения к свиданию. 

В качестве важного компонента акта общения выступают мотивы участников общения, т.е. их цели и намерения. Преподаватель, допустим, хочет на уроке сообщить нечто ученикам, чтобы они это нечто усвоили. Бывает, что кое-кто из учеников не хочет в это же время усваивать это нечто. Общение в таких случаях либо затрудняется, либо приходит к нулевому результату. 

Наконец, всем хорошо известно, что человек во время акта общения может говорить одно, а думать другое, т.е. лжет или просто о чем-то умалчивает из каких-то (не обязательно плохих) побуждений. 

В целом ряде случаев можно обнаружить рассогласование формы и содержания сообщения. Криминалисты, например, хорошо знают, как важно наблюдать во время дачи показаний за выражением лица и внешним видом допрашиваемого. Да и мы с вами, не будучи специалистами, часто говорим что-нибудь вроде: "по глазам вижу, что неправда" и т.д. 

Следовательно, если мы хотим, чтобы нас поняли правильно, надо, чтобы и форма, и содержание, гармонично сливались бы друг с другом, не внося элементов несогласованности. И каналы связи при этом должны быть свободны от "шума" (так специалисты называют любые, не только звуковые, помехи). Разговаривая, не хорошо отворачиваться, заниматься посторонними делами (например, листать книгу), нельзя, одним словом, "зашумлять" канал связи. Естественно, что надо выбрать оптимальную громкость голоса - говорить достаточно громко, но не оглушать, оптимальную дистанцию общения. Плохой подчерк - не такой уж безобидный недостаток, если подумать, что он может помешать адресату легко и правильно понять написанное письмо. 

А что вы понимаете под выражением "говорят на разных языках"? 

Конечно, имеют при этом в виду вовсе не разные национальные языки, а, например, совершенно несовмещающиеся пристрастия, интересы, манеры разговаривать и общаться в целом. Непонимание может граничить и с извращением понимания. Именно поэтому и необходимо стремиться к максимальному успеху в общении. 

Есть люди, которые не очень разговорчивы. Они могут слушать Вас с вниманием, но в тоже самое время Вы этого не увидите. Вам кажется, что Вас просто не хотят слушать, а на самом деле у Вашего собеседника такая привычка и для него это норма общения. Часто при разговоре с такими людьми мы чувствуем себя неуютно, смущаемся, а иногда и останавливаемся, т.к. нам кажется, что нас не совсем внимательно слушают или просто игнорируют. Этому часто способствует наша собственная установка перед разговором. Установка - очень неприятная вещь. Она может помешать началу разговора или привести к конфликту в процессе общения. 

Проделайте мысленно такой эксперимент. Вы с приятелем находитесь в кинозале. Погас свет, началась демонстрация фильма. Все (и Вы со своим приятелем тоже) внимательно следят за происходящим на экране. Неожиданно Вы спрашиваете приятеля (шепотом, конечно, но так, чтобы Вас было слышно): "Вспомни, пожалуйста, как называется яйцекладущее млекопитающее. Утконос, что ли?" Если фильм тематически никак не связан в данный момент с Вашим утконосом и зоологией вообще, можете не сомневаться, что Ваш вопрос не будет даже расслышан. Вас обязательно переспросят. Но ведь если Вы спросите что-нибудь уместное, касающееся сюжета фильма, характеристики актера и т.п., - вам ответят. Даже если Вы зададите свой вопрос тише, чем первый. Почему? Да потому, что "уместно", "понятно" то, что относится к наиболее вероятному в данной ситуации, о чем принято в данной ситуации говорить, что входит в "установку на восприятие данного фильма". Все остальное оказывается за пределами поля внимания, а поэтому и не узнается, не понимается. 

Бывает, что человеку весело, у него хорошее настроение, ему хочется поделиться им с окружающими. Разве это плохо? И уже рассказывается веселый анекдот или поясняется причина радостного состояния. Но при этом человек может и не заметить, что другие-то настроены "на другую волну". Их может что-то огорчить. Они могут скорбеть о потере друга или родного человека. Как на фоне такой установки может прозвучать шутка? 

Как выглядит при этих условиях широкая улыбка? Мы назовем их по праву проявлениями бестактности. Значит, начиная разговор, проверьте, уместно ли вообще начинать говорить, надо ли говорить то, что Вам захотелось. Одним словом, вступая в общение, начинайте с "ориентировки" в ситуации общения: всегда ответьте сами себе на мысленные вопросы о том, кто перед вами, о чем и как можно (и нужно ли вообще) говорить. 

Итак, что же все-таки необходимо, чтобы правильно общаться? Надо, в первую очередь уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться, не "зашумлять" каналы связи. Необходимо, так же, выглядеть соответствующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем. 

Все это если не универсальные способы общения, то, по крайней мере, помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми. 

Зачастую в нашей жизни возникают разногласия в общении друг с другом, что нередко приводит к конфликтным ситуациям. В таких ситуациях люди чаще всего обвиняют других, но не себя. Как вы думаете, почему люди конфликтуют и ссорятся друг с другом? (Ответы детей: не понимают друг друга, не владеют собой, не умеют слушать друг друга, не принимают чужого мнения и т.д.). 

Итак, научиться общению можно, для этого необходимо только ваше желание. Договориться можно с каждым, главное к этому стремиться. Конечно, каждый человек индивидуален и неповторим, но не надо, ни в коем случае, бежать от общения. Лучше поразмышлять, что можно сделать, чтобы преодолеть свое одиночество, и даже из самой сложной ситуации найдется выход. Еще лучше, если вы попытаетесь изменить свою жизнь, приложив усилия к тому, чтобы каким-то образом наладить контакт с окружающими, ведь одиночество не вечно, и большинство людей бывают одиноки в тот или иной момент времени, к тому же, наверняка, найдется человек, к которому вы сможете обратиться со своей проблемой. 


 

Я хочу вас познакомить с основными ПРАВИЛАМИ ОБЩЕНИЯ

1. Уважайте каждого, с кем вы учитесь, будьте доброжелательны ко всем. Помните, что имя человека - самый сладостный звук на любом языке. Если вы будете внимательны к людям - они вам ответят тем же. 

2. Умейте выслушать и понять своего собеседника, не перебивая. Не спорьте по мелочам. Прежде, чем что-то оспаривать, подумайте, а стоит ли это делать. 

3. Не судите о людях за глаза и не передавайте сплетни. Не допускайте, чтобы кто-либо из ваших знакомых становился объектом постоянных насмешек, изгоем. Не будьте равнодушными. 

4. Чаще улыбайтесь. Улыбка - сигнал доброго отношения между людьми. Контролируйте свои эмоции и настроение. Не обвиняйте других в собственных неудачах. 

5. Контролируйте свои действия и поступки. Извлекайте уроки из своих собственных ошибок, найдя главную причину всех ваших неудач, неприятностей и конфликтов.
Надеюсь, что каждый из вас запомнил эти правила. Хочу вам пожелать всегда быть приятным собеседником, учиться решать свои проблемы и не конфликтовать друг с другом. 

 

Проводится тренинг "Комплимент"

Скажите, с какими людьми вам нравится общаться? (Ответы детей). 

А теперь посмотрите внимательно на своего соседа слева и подумайте, какая черта характера вам нравится в нем. Готовы ли вы сказать приятные слова своему соседу? Начали. Тот, кому сделан комплимент, должен поблагодарить, а затем сделать свой комплимент соседу слева. 

(Тренинг продолжается до тех пор, пока не выскажутся все участники). 

 

Не испытывать проблем в общении - большая удача в жизни!
 

 

Тест "Умеете ли вы общаться"?

 

Выберите ответы, соответствующие вашему поведению, и суммируйте баллы. 

При выборе варианта "А" при ответе на поставленный вопрос вы получите 1 балл, при выборе варианта "Б"- 2 балла, "В" - 3 балла. 


1. Много ли у тебя друзей? 

A) нет; 

Б) у меня много знакомых и приятелей, но людей, которых я могу назвать друзьями, очень мало; 

B) да, очень много. 


2. Если твои одноклассники поступают несправедливо по отношению к кому-то, как ты поступишь: 

A) мне будет очень жаль того человека, но я не хочу портить отношения с одноклассниками; 

Б) помогу этому человеку, если хорошо отношусь к нему; 

B) постараюсь убедить своих одноклассников в том, что они не правы. 


3. Ты совершил какую-то глупость, очень смешную. Твои одноклассники: 

A) будут издеваться и вспоминать случившееся при удобном случае; 

Б) немного безобидно похихикают; 

B) никто не посмеет смеяться над тобой. 


4. Представь, на уроке задают вопрос классу. Тебе кажется, что ты знаешь ответ, но ты не вполне уверен(а) в его правильности. Как ты поступишь: 

A) не буду отвечать, если не уверен; 

Б) подскажу соседу по парте, пусть отвечает, если хочет; 

B) конечно же, подниму руку и отвечу; если неправильно -ничего страшного. 


5. Ты попадаешь в новую компанию. Как ты себя будешь вести: 

А) буду сидеть тихо и присматриваться; 

Б) постараюсь вести себя так, чтобы на меня обратили внимание; 

В) как обычно. 


6. Когда речь заходит обо мне, и я слышу критику в свой адрес, то я: 

A) никак не прореагирую, останусь равнодушным; 

Б) буду переживать; 

B) приму критику и постараюсь поработать над устранением недостатков. 


7. Можешь ли ты произвести благоприятное впечатление на взрослого человека? 

A) не умею общаться со взрослыми; 

Б) попробую - прикинусь "паинькой". Чтобы понравиться взрослому, надо быть вежливым и рассудительным; 

B) конечно, если человек нормальный. 


8. Когда я в классе совершаю проступок (драка, ссора, нагрубил кому-нибудь, сорвал урок и т.д.), то я: 

A) сваливаю вину на других; 

Б) стараюсь выкрутиться и избежать наказания; 

B) если виноват, то признаю свою вину. 


9. На День рождения тебе подарили стильный красивый свитер, который тебе очень нравится. Никто из твоих знакомых не носит ничего подобного. Станешь ли ты его носить? 

A) нет, не стану выделяться; 

Б) спрошу сначала совета у нескольких друзей, и, если им понравится, то стану носить; 

B) да, конечно.
 

 

Результаты теста: 

Если ты набрал от 9 -14 баллов, то в классе ты слаб и беззащитен из-за особенностей своего характера. Ты очень скромный человек. Возможно, это мешает, и тебе хотелось бы быть более общительным. А, может быть, ты просто не нашел таких людей, с которыми тебе было бы комфортно и просто. 

РЕКОМЕНДАЦИИ. Чем раньше ты избавишься от своей скованности - тем лучше. Не подражай другим, ты же - личность и имеешь право на собственное мнение. Поверь, наконец, в себя! 

 

Если твой результат в пределах от 15 до 22 баллов, то твое положение в классе нормальное. С тобой можно иметь дело и, общаясь, многому научиться. Твои одноклассники чувствуют в тебе достаточно надежного человека, который им интересен и имеет собственное мнение. 

РЕКОМЕНДАЦИИ. Продолжай в том же духе. Но ты должен помнить, что тот, кто по-настоящему уверен в себе, в первую очередь не задумывается о том, что скажут окружающие. 

 

Если результат от 23 баллов и выше, то ты - лидер, душа компании, легко общаешься с людьми. Ты, скорее всего, найдешь язык с любым человеком. И на самом деле - ты уверен в себе. 

РЕКОМЕНДАЦИИ. Единственный совет - не зазнавайся и старайся не задевать окружающих. Многие слова и поступки, которые тебя самого бы не обидели, могут показаться обидными другому человеку. Помни, скромность украшает человека.
2023-Год педагога
Благоустройство
Новая традиция
Выбор будущего
Безопасность СЕТИ
ЛОЛ "Улыбка"
Телефон доверия
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Школа № 6 г. Няндома © 2024
Конструктор сайтов - uCoz